Игры с песком
Консультация для родителей
Песочная игровая терапия «Sand-Play»
Игры с песком
Песочная игра – это доступная и естественная для каждого ребёнка форма деятельности. Игра в песок, особенно для детей младшего возраста, является самым доступным способом развития и коррекции моторики и познавательного развития.
При этом для песочных игр не всегда требуются какие-то особые приспособления. В большинстве случаев нужен лишь небольшой ящик (70/50/10) для индивидуальных занятий и ящик побольше (90/50/10) для групповых, на 1/3 заполненные чистым песком, совочки, формочки, ситечки, воронки, кисточки.В коробках или на полках, нужно разложить камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки.
Конечно, профессиональные песочницы с прозрачным дном или с подсветкой расширят диапазон возможных игр и упражнений, но использовать для работы можно и простые подносы, пластмассовые тазы и ванночки, а можно работать и на обычных листах бумаги и картона с цветным песком. Было бы желание!
Игра в песочнице
Усиливает желание ребёнка экспериментировать и работать самостоятельно.
Развивает тактильную чувствительность, как основу развития «ручного интеллекта».
Гармонично развивает познавательные функции.
Совершенствует развитие предметно-игровой деятельности, как основы сюжетной игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Способна «заземлять» отрицательную энергию (что очень востребовано в работе с «особыми» детьми).
Игра | Цель | Описание | |||||
Для детей младшей возрастной группы | |||||||
«Песочные узоры» | Развитие тактильных ощущений, умения устанавливать закономерности | Взрослый рисует различные узоры в верхней части песочницы. Для этого он использует кисточку, рисует пальцем или ребром ладони (дорожки, заборчики, лесенки и т.д.). Взрослый побуждает ребёнка нарисовать такой же узор внизу на песке или продолжить узор взрослого. Можно использовать и такой вариант, когда взрослый рисует узор на доске или бумаге, а ребёнок повторяет узор на песке | |||||
«Песочный водопад» | Развитие моторики рук, снятие эмоционального напряжения. | Для этой игры вам пригодятся воронки, бутылочки и ведёрки, с помощью которых можно пересыпать песок. Малыш набирает песок в емкость и, высыпая его, создает шумный водопад. Обратите внимание ребёнка, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». А если сыпать песок на шишку, в стаканчик или на руку, то получается разный звук. | |||||
Игры с решетом | Развитие тактильных ощущений, знакомство со свойствами песка. | Взрослый предварительно прячет в песок мелкие игрушки камешки и просит ребёнка найти, что же спрятано в песке при помощи совка и решета. При необходимости взрослый показывает, как просеивать песок сквозь решето. | |||||
«Проведи дорожки» | Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. | Под стеклом песочницы лежат картинки с изображением мышки и зайки. Педагог рассказывает ребёнку о том, что мышка собирается в гости к зайке, но боится заблудиться. Педагог от лица мышки просит ребёнка помочь и нарисовать дорожку, по которой ей нужно пройти. Взрослый показывает способ действия. | |||||
Игры в песочнице с подсветкой | |||||||
«Море волнуется» | Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, воображения. | Перед проведением этой игры можно провести предварительную работу в виде небольшого эксперимента: «Как появляются волны». Предложите ребёнку понаблюдать за поверхностью воды, налитой в небольшой тазик. Проследите, какие изменения произойдут с поверхностью воды, если на неё подуть. Обратите внимание ребёнка на то, чем сильнее дуть, тем выше будут волны на поверхности воды. Предложите ребёнку вспомнить, где можно увидеть волны. Далее можно нарисовать пальчиком или кистью большие синие волны для акулы (зажигается синяя подсветка) или маленькие зелёные волны для лягушки (зажигается зелёная подсветка). | |||||
Для детей средней возрастной группы | |||||||
«Песочные дорожки» | Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, умения устанавливать закономерности | Взрослый начинает выкладывать узор из разноцветных камешков, пуговиц, фасоли, а ребёнок продолжает. Ребёнок может по собственному замыслу выложить дорожку, а взрослый, как бы ему в помощь, продолжает ряд, но с ошибками, а ребёнок должен найти их и исправить.Игра будет продуктивнее при наличии сюжета, например, дорожка для дрессировщика. | |||||
«Песочные прятки» | Развитие зрительной памяти, тактильных ощущений. | взрослый предлагает ребёнку поиграть в прятки с маленькими игрушками. Затем игрушки нужно спрятать, используя воронку для песка, совок или просто засыпая игрушки песком из ладоней. Далее педагог просит ребёнка помочь «водящему» в игре и вспомнить, где спрятана, например, лошадка, или кто спрятан в этом холмике и т.д. Если ребёнок неверно находит место, где спрятана игрушка, её необходимо перепрятать. | |||||
Игры в песочнице с прозрачным дном | |||||||
«Подбери пару» | Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, умения устанавливать закономерности. | В данной игре ребенку предлагается найти связь между парами картинок (мама – детеныш, предмет – форма, животное – чем питается). Ребенку предлагается соединить песочной дорожкой пары картинок. | |||||
«Найди картинки» | Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, памяти. | ребёнку предлагается запомнить, где лежат картинки, заранее расположенные под стеклом, затем спрятать их, засыпав песком (ладошками или специальной трубочкой). Далее ребёнку нужно вспомнить, где лежала картинка, например, с зайкой. | |||||
Игры в песочнице с подсветкой | |||||||
«Что бывает такого цвета?» | Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, обобщение знаний о сенсорных эталонах. | взрослый просит ребёнка вспомнить, что бывает, например, зелёного цвета. Ребёнок называет несколько предметов и рисует их, пальчиком (кисточкой или специальной трубочкой), при этом включая в песочнице соответствующую подсветку. | |||||
Для детей старшей возрастной группы | |||||||
«Прогулка» | Развитие квазипространственных представлений | Педагог побуждает ребёнка выполнять те действия с игрушками в песочнице, которые называет взрослый. Например, звери решили пойти вправо, первым пошёл слон, за ним жираф, потом зебра, попугай. Которым по счёту был попугай, кто был следующий, предыдущий? Дорожка стала широкой и жираф решил пойти справа от зебры, а попугай слева от слона, а обезьяна встала между зеброй и слоном. Кто идёт слева (справа) от жирафа, между слоном и попугаем? И т.д. | |||||
«Угадай, что спрятано в песке» | Развитие квазипространственных представлений. | Ребенку предлагается найти миниатюрные фигурки, используя описание места, где спрятана игрушка. Например, найди игрушку справа от дерева, игрушка спрятана между ёлкой и камнем. | |||||
«Украсим песочный город» | Развитие образного мышления, восприятия, умения использовать план-схему. | Дети по схеме, заранее приготовленной педагогом, благоустраивают песочный город (выкладывают дорожки, высаживают цветы на клумбы и др.). | |||||
Игры в песочнице с подсветкой | |||||||
«Ожившие картинки» | Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, воображения. | Педагог предлагает ребёнку побыть сегодня художником и самому нарисовать картинки, которые потом оживут. Взрослый начинает рассказывать, а ребёнок рисует в песочнице пальцем, ладошкой, гребешком или специальной трубочкой. Если ребёнок затрудняется изобразить то, о чём говорит педагог, то взрослый помогает. | |||||
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу обеспечивает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают успешными и уверенными в себе взрослыми.
Экспериментируйте, придумывайте новое и интересное, играйте вместе с детьми!
Консультация для родителей
Огромное разнообразие видов игр и занятий с песком делают его идеальным развлечением для детей разного возраста.
Одним из самых популярных устройств для рисования песком является световой стол.
Песочная терапия поможет в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики.
Рисование песком на световом столе стимулирует ускоренное развитие мышления и речи ребенка, так как, пересыпая песок из ладошки в ладошку, захватывая песок в кулачок, выравнивая песок на стекле – все эти движения непроизвольно влияют на развитие мелкой моторики, и соответственно, на развитие речи ребенка.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает более воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения.
Как сделать песочницу дома?
Для домашнего использования можно взять небольшой деревянный или пластмассовый ящик (коробку, поднос). Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок нужно просеять, промыть и прокалить в духовке.
Материалы и предметы, используемые для игры:
– вода, сито для песка, формочки, фигурки людей и животных; сказочные герои: добрые и злые.
– природные объекты: камни, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.;
– игрушечные предметы быта, мебель, посуда, транспорт;
– объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т.п.;
– пластмассовые и деревянные буквы и цифры, геометрические фигуры.
Песочная игровая терапия «Sand-Play»